Сопротивление усиливает боль.


 

Переживание боли напоминает айсберг – физический дискомфорт лишь его верхушка, 9/10 боли порождается умом. Опытные практикующие подтверждают: со временем боль физическая уходит и не доставляет столько неудобств, а её остатки  не причиняют боль душевную (т. е. не влияют на спокойствие ума).Медитация и боль

 

В Накулапита-сутре Будда так наставлял пожилого человека, который сетовал на свою немощь и боль в теле: «Тело недужит, слабеет и приносит массу хлопот. В заботах о теле, кто скажет, что на данный момент абсолютно здоров? Только из-за абсолютного невежества можно утверждать так. Поэтому ты должен настраивать себя: Даже пусть моё тело страдает, ум мой не будет страдать. Вот как ты должен настраивать себя».

Шарипутра, один из ближайших учеников Будды, пояснил это учение Будды так: страдающий от телесных недугов страдает и телом, и умом из-за невежественного отождествления себя с телом, ощущениями тела, представлениями, накопленным опытом и сознанием. Страдающий от телесных недугов, но не страдающий умом не считает, что «Я есть тело», не отождествляет себя со своими ощущениями, представлениями, накопленным опытом и сознанием.

Как уменьшить боль душевную?


Только разотождествлением себя с физическим телом и прекращением борьбы за эфемерное счастье тела и личности.

Ведь образ «Я» сформирован опытом и впечатлениями, которые «записаны» в сознании привычными нейронными связями: «Я – это личность, которая любит эскимо, терпеть не может тех, кто ковыряется в носу или громко сморкается, кто всегда приходит на помощь друзьям и не пропускает ни один концерт любимой поп-группы и т. п.». Получается, человек, когда был счастлив, купил мороженое эскимо и теперь всю жизнь считает, что любит его, потому что в его мозгу есть ассоциация - мороженое – счастье. Т. е. стремление к счастью замещено дешёвым «счастьезаменителем», которое, как и все искусственное – вредное и фальшивое. Но, нервная система уже мёртвой хваткой вцепилась в этот опыт, и не может избавиться от него. Теперь каждый раз, подсознательно стремясь к счастью, человек выбирает мороженое в поисках повторения того самого опыта. Естественно, неосознанно.

Получается «зацементированный» образ некой личности, которая привыкла себя проявлять определённым образом и ассоциировать с физическим бренным телом, даже не осознавая, что это просто набор поведенческих паттернов, глубоко въевшийся в нашу нервную систему. А значит, что ощущения боли, страха, неуверенности, всего багажа автоматических эмоциональных реакций, ограниченности нашей личности можно преодолеть путём дрессировки нейронных связей. Ведь, по сути, личность – это временное явление в череде воплощений Души. А мы намертво в неё вцепились, защищая из последних сил то, что скоро вообще перестанет существовать и иметь хоть какую-то ценность.

Эти слова могут показаться лишь философией, никак не помогающей справиться с болью во время долгого сидения, тем не менее, мудрые слова Будды указывают направление, в котором стоит развиваться, чтобы познать истинную природу ума, забросанную хламом опыта, цепляний, отторжений, привычек и прочего.

Как это знание применить на практике? 


В буддизме существует принцип непостоянства всего, что имеет составную природу – санкрит. анитья (пали аничча). Все явления, которые можно разложить на составляющие, подвержены изменениям. Наблюдая разные составляющие того, что мы считаем целым, можно докопаться до их сути. Таков подход можно применить к личности, посмотрев на себя со стороны и увидев просто набор ощущений, восприятий, волевых актов и актов сознания. А можно – к конкретному ощущению боли и дискомфорта.

Изучив боль, возможно обнаружить массу оттенков этого ощущения: резкая-тупая, покалывание, жар, зуд, разливающаяся в какой-то области или точечная и т. д. Согласитесь, что зубная боль и боль в желудке отличаются интенсивностью, яркостью, насыщенностью и др. факторами. Для изучившего боль, как совокупность различных оттенков ощущений, она перестаёт быть сильной. Это как поднимать 50-килограммовый  мешок по 5 кг. Если мешок можно поделить, значит, его можно поднять без усилий. Или разбирать боль как конструктор Лего: сложенные в определённом порядке кирпичики имеют смысл и вызывают в нас эмоции, а просто груда кирпичей перестаёт иметь значение. Мы не можем уничтожить мешок или кирпичи, но мы можем снять слишком большую важность того или иного явления в нашем восприятии. То же касается и эмоций, чувств, нашей личности, опыта и так далее.  

Медитацию можно и нужно использовать для работы над болью, которую не могут снять никакие болеутоляющие препараты. И в таких ситуациях медитация на боли помогает если не устранить ее, то не страдать от боли в уме.

Страдание - это боль, помноженная на умственное сопротивление. Если человек наступит на колючку, но внутри не возмутится, то он испытает боль только одной колючки, если же, он будет сопротивляться проявившейся ситуации, вопрошая, за что же такое несчастье с ним произошло, то боль от одной колючки умножится его восприятием и сопротивления действительности. А, если, «пострадавший» будет всем подряд рассказывать об инциденте то, боль будет переживаться при каждом рассказе. Таким образом, боль одной колючки можно растиражировать в уме многократно, усиливая переживания.

Что советуют учителя медитации в таких, казалось бы, безнадёжных случаях? Американский учитель медитации Шинзен Янг, который специализируется на медитации на боли, рекомендует: «Если вы чувствуете боль, будьте к ней внимательны, не делайте ничего. Внимание это великий меч — он отсекает все. Просто уделите внимание боли». Беспристрастное наблюдение, невовлечение в саму боль, необыгрывание внутренних монологов помогают увидеть голую боль без домыслов, и она вполне может оказаться не такой уж и страшной.

Обозначьте боль, охарактеризуйте её форму, свойства, поведение, т. е. разберите её по винтикам. Например, боль можно представить красной пульсирующей точкой или тяжёлым предметом прямоугольной формы. Проследите её начало и локализируйте её.

Это временные методы для работы с болью, ведь без уничтожения причин страданиянеблагого поведения, пристрастий и разрушающих эмоций-ядов – карма не истощится и будет постоянно преследовать. Тем не менее, на определённом этапе этот метод помогает накопить опыт в концентрации и обрести уверенность в своих силах.

Регулярная тренировка помогает переучить нервную систему и изменить привычные реакции на боль. Все ощущения тела, болевой порог – это нейронные поведенческие реакции, которые были воспитаны с детства или остались запрограммированы с прошлых воплощений. Для перепрограммирования нужно время. Боль не обязательно уйдёт, но отношение к ней можно изменить. Это и будет следование совету Будды не отождествлять себя с телом, не делать его хозяином.

Тело пытается подчинить себе, плетёт интриги и заговоры во время медитации, стараясь показать «кто здесь главный». Выйти из этой игры «Я есть тело» и посмотреть на боль со стороны, отмечая красочную игру актёров и великолепную задумку режиссёра – вот путь к успеху. Используйте возможности, которые дарит боль.

 Перетерпите


Если хватает силы воли, то попробуйте потерпеть боль. Здесь важно не переусердствовать – чрезмерные потуги могут «выбросить» из медитации надолго, если не навсегда. Баланс аскезы (добровольного принятия дискомфорта ради благой цели)  и ахимсы (ненасилия) всегда тонок и у каждого граница своя. Но, разумное терпение должно присутствовать в саморазвитии, ибо путь внутреннего совершенствования не может быть сладок.

Но, разумное терпение не должно быть частью военных действий с телом: тело – драгоценная возможность развиваться и совершенствоваться, но только если оно находится в подчинении. Борьба означает неспокойствие ума, что не совместимо с медитацией. Никакого отчаянного усилия над собой совершать не стоит: и мышцы, и нервная система, и мыслительный процесс должны быть расслаблены во время внутренних практик, если только они сами не являются частью практики.

У новичков часто возникает вопрос о вреде долгого сидения со скрещёнными ногами. Не приведёт ли это к проблемам с кровеносной системой, не перекрываются ли сосуды в ногах, не грозит ли долгая медитация омертвением тканей и подобное. Этого бояться не стоит. Возможное онемение ног ощущается из-за сдавливания нервов, а не перекрытия кровоснабжения.

Подобную историю из своего ретритного опыта описал и Шинзен Янг, который обучался в Японии: «Первая сидячая практика прошла отлично, вторая – состояние замечательное, третья – начались дискомфортные ощущения. К четвёртой сессии я понял, что попал в беду. /…/  Мне становилось всё хуже и хуже. К последней сидячей практике последнего дня мой разум был настолько искажён постоянной болью, что я терял контакт с реальностью и воображал, будто монахи специально тянут время, не закрывая сессию, чтобы помучить меня – иностранца. Боль в прямом смысле сводила меня с ума. В последний период сидячей медитации всё моё тело начало сильно трясти, и я осознал, что действительно нахожусь на грани. В мыслях я начал кричать самому себе: «Ты не ребёнок, не плачь! Ты не ребёнок, не плачь! И вдруг, ни с того ни с сего, всё просто растворилось. Боль обратилась в волны энергии. Мой внутренний диалог исчез в глубокой тишине, а ментальные образы растворились в ярком белом свете. Тело полностью расслабилось: боль была просто энергией. В тот момент я пережил такой душевный покой, какой не испытывал никогда в жизни. Этот опыт продолжался десять или пятнадцать минут, затем прозвонил колокольчик, и сессия завершилась. Но эти несколько минут изменили меня навсегда»

По возможности, увеличьте концентрацию.


Чем больше практикующий сосредотачивается на практике непосредственно (концентрация на дыханииили на образе, или визуализация), тем меньше замечает физический дискомфорт.

Скорее всего, вам знакома глубокая концентрация в жизни. Например, увлечённое чтение или глубокая задумчивость, которые поглощали все внимание до такой степени, что вы пропускали приёмы пищи, ночь не спали или игнорировали обращения других людей к вам. В моменты глубочайшей концентрации ум безразличен к другим объектам, в том числе, и к боли. А, это достаточно легко достигается усердными тренировками.

Одна из практик развития концентрации, доступная новичкам и лёгкая в исполнении, – это тратака

Наше расписание на портале СмартАфиша
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика